Рассказ о том, как бумажные деньги стали деньгами бумажными

Фрагмент из книги "Занимательная экономика", автор - Александр Лежава. Скачать книгу целиком: zip (rtf).

В сравнительно недавнем прошлом, буквально каких-то сто лет назад деньги ещё были деньгами в полном смысле этого слова, то есть им были присущи все функции денег. В то время не было принципиального значения, чем рассчитывался человек за приобретаемый товар или услугу. Была ли это серебряная или золотая монета или бумажная ассигнация. По своей покупательной способности в первом, например, десятилетии XX века они были совершенно равнозначны. Такое положение вещей базировалось на том, что все деньги и металлические, и бумажные были на тот период времени деньгами обеспеченными. Люди использовали те, которые им были более удобны. При желании они всегда могли зайти в банк и обменять бумажную ассигнацию на звонкую монету.

В России, например, до Первой мировой войны каждый бумажный рубль был обеспечен золотом на один рубль и шесть копеек. Обмен осуществлялся по первому требованию. Именно поэтому население пользовалось теми деньгами, которые им представлялись более удобными. Оно было уверено, что при желании всегда сможет обменять бумажное обязательство правительства на реальные деньги.

Если подходить к формулировкам более строго, то бумажные купюры в те времена царское правительство при всей своей кровавости и антинародности никогда не именовало деньгами. В этом власти были вполне честны с народом. Они вполне справедливо назывались кредитными билетами. Под ними понималось, что население с помощью этих билетов кредитует государство, а оно, в свою очередь, обязуется обменять их на деньги по первому требованию их подателя. То есть по своей сути кредитный билет того времени фактически можно было рассматривать и как требование на определенное количество реальных твердых денег.

Если внимательно посмотреть, что было написано на купюре в один рубль, например, выпуска 1898 года, то там можно было прочесть следующее. На лицевой стороне:

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТНЫЙ БИЛЕТЪОДИНЪ РУБЛЬ.

Государственный Банкъ размениваетъ кредитные билеты на золотую монету безъ ограниченiя суммы (1 рубль = 1/15 империала, содержитъ 17,424 долей чистаго золота).

Управляющий         подпись

Кассиръ                  подпись»

На оборотной стороне помимо номинала, герба и рисунка содержалась такая надпись:

«1. Разменъ государственныхъ кредитныхъ билетовъ на золотую монету обезпечивается всемъ достоянiемъ Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеютъ хожденiе по всей Имперiи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетовъ виновные подвергаются лишенiю всехъ правъ состоянiя и ссылке въ каторжную работу.»

Единственное отличие в приведенном выше тексте от оригинала заключается в том, что на кредитных билетах ещё использовалась буква «ять», отсутствующая в компьютерной раскладке клавиатуры.

События, произошедшие в мире в 1913-1914 годах, положили начало постепенному уходу от истинного понятия денег, его размыванию и постепенному переходу от бумажных, но обеспеченных твердых денег к деньгам полностью бумажным, то есть необеспеченным. Процесс этот занял не один год и наиболее отчетливо его можно проследить на примере американских денежных знаков, выпускаемых Федеральным резервом и называемых нотой, то есть обязательством, Федерального резерва (ФРН). Данная банкнота более удобна просто потому, что на территории США, в отличие от других стран, в этот период не было ни войн, ни революций, ни иных серьезных социально-политических потрясений, затрагивающих непосредственно территорию страны.

Созданный в 1913 году Федеральный резерв выполняет роль центрального банка США, но при этом не является каким-то государственным учреждением, как можно было бы подумать, исходя из его названия. Это полностью частный банк, который не обязан даже отчитываться в своих действиях перед законодательной или исполнительной властью страны.

Подмена понятий у частных центральных банков, в том числе и у Федерального резерва, и их банкиров исторически явление повсеместное. Оно возникло тогда же, когда первая группа заинтересованных конкретных физических лиц создала частный Банк Англии.

Так обстояли дела и на этот раз. С 1920 года и по настоящее время происходило постепенное вымывание тех или иных слов и понятий, которые изначально присутствовали на нотах Федерального резерва.

На банкнотах серий 1928 по 1950Е существовало чёткое обязательство «Соединенные Штаты Америки заплатят подателю по требованию (указано количество) долларов.» До 1934 года на нотах также была надпись «Подлежат к обмену на золото по требованию в Казначействе Соединенных Штатов или на золото или законные деньги в любом банке Федерального резерва.»

После 1934 года она изменилась и гласила «эта нота подлежит обмену на законные деньги в Казначействе Соединенных Штатов или любом банке Федерального резерва.» Начиная с серии 1963, слова «заплатят подателю по требованию» перестали появляться, а ФРН просто указывает определенное количество «долларов». Также после этой серии включительно с банкнот исчезли какие-либо обещания о том, что они подлежат обмену.

Начиная с серии 1963, ноты Федерального резерва превратились в валюту, которую можно с полным основанием охарактеризовать как «никому ничего не должен». Хотя ФРН остались законным платежным средством США, последовательные изменения в тексте на банкнотах постепенно изменяли сам их смысл, заменяя бумажные, но обеспеченные реальными ценностями деньги, то есть имеющие свою собственную внутреннюю стоимость, на деньги чисто бумажные, то есть полностью необеспеченные.

Довольно забавно становится, когда читаешь кодекс Соединенных Штатов. Там сказано, что ноты Федерального резерва «подлежат обмену на законные деньги по требованию в Министерстве финансов Соединенных Штатов или в любом банке Федерального резерва». Поскольку ФРН «подлежат обмену на законные деньги», следует, что они, во-первых и прежде всего, не являются законными деньгами и, во-вторых, ни в коей мере не являются «долларами», то есть теми самыми единицами, в которых должны быть выражены деньги Соединенных Штатов. Но это так, кстати, раз уж дело коснулось непосредственно современной мировой резервной валюты.

После 1971 года, когда США фактически объявили дефолт по своим обязательствам, закрыв «золотое окно», то есть возможность прямого обмена своих бумажек на золото, как предусматривалось Бреттон-Вудскими соглашениями, мировая резервная валюта и все остальные ныне используемые валюты стали чисто бумажными деньгами или, если хотите, билетами.

Современная российская валюта, именуемая рублем, также не является деньгами в строгом соответствии этому понятию. Собственно говоря, власти на это и не претендуют. Они чётко пишут, что это «Билет Банка России». Билет, но не деньги. Банка России, но не государства. Более того. Там же говорится, что «Подделка билетов Банка России преследуется по закону». И всё. Не подделка денег, а подделка билетов. И в Уголовном кодексе Российской Федерации чрезвычайно интересно прочитать статью о фальшивоментничестве. Более подробно о подделках и фальшивоментничестве мы поговорим в дальнейшем, а пока посмотрим, как данная противоправная деятельность сформулирована в кодексе:

«Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.»

Части 2 и 3 посвящены особо крупным размерам и организованной группе, но не меняют самого основного. Нигде в тексте этой статьи ни слова не сказано о деньгах. О билетах, о ценных бумагах, об иностранных валютах – да, речь идёт. То есть власть и законодательство косвенно признают, что, как пел в свое время В.С.Высоцкий, «рубль – не деньги, рубль – бумажка». Однако заголовок самой статьи тем не менее говорит о поддельных деньгах. И в приведенном перечне действительно можно увидеть то, что действительно может являться настоящими деньгами. Это металлическая монета. Связано это с тем, что её внутренняя стоимость существенно выше, чем стоимость любой бумажной купюры, и при определенных условиях они могут вновь стать полноценными деньгами.

Такая ситуация сейчас характерна для всех стран. На практике власти принимают различные законы и подзаконные акты, которые обычно широко не афишируются, но могут  существенно влиять на валютные операции или отдельных лиц. К ним можно отнести акт валютного контроля, введенный Монетным двором США 14 декабря 2006 года.

Согласно ему, Монетный двор США ввел регулирование по ограничению экспорта, переплавке или обработке одноцентовых (пенни) и пятицентовых (никель) монет Соединенных Штатов. Это было сделано в целях защиты от потенциальной нехватки в обращении таких монет. Более высокие цены мирового рынка на медь, никель и цинк привели к тому, что затраты на производство пенни и никелей существенно превышают их номинальную стоимость.

Директор Монетного двора Эд Мой (Ed Moy) заявил: «Мы предпринимаем эти действия, поскольку Нации необходимы монеты для коммерции. Мы не хотим видеть, чтобы наши пенни и никели переплавлялись, чтобы отдельные личности получали преимущества перед американским налогоплательщиком. Замена этих монет представляла бы колоссальные затраты для налогоплательщиков.»

Новые правила запрещают, с некоторыми исключениями, переплавку или обработку всех одно- и пятицентовых монет. Запрещено экспортировать эти монеты без лицензии. Путешественникам разрешается вывозить этих монет на сумму, не превышающую по номиналу 5 долларов США. Частные лица могут за один раз отправлять из страны эти монеты на сумму, не превышающую по номиналу 100 долларов для законных нумизматических целей. По всем существенным параметрам эти правила разработаны в соответствии с правилами Министерства финансов США, запрещавшими экспорт, переплавку или обработку серебряных монет между 1967 и 1969 годами, и правилами запрещавшими между 1974 и 1978 годами экспорт, переплавку или обработку одноцентовых монет.

Новые правила предусматривают штраф на сумму не более 10 тысяч долларов США или тюремное заключение на срок не более пяти лет, или то и другое вместе взятое против лица, которое сознательно нарушает данные правила. В дополнение, в соответствии с законом, любые экспортированные, переплавленные или переработанные монеты в нарушение данных правил должны быть возмещены правительству США.

Собственно говоря, такое положение вещей могло возникать и раньше, когда существовал золотой стандарт. С той лишь разницей, что тогда банкиры предъявляли к оплате излишне напечатанные правительствами других стран бумажные деньги, получали на них в этих странах золото, вывозили к себе и переплавляли его в золотые слитки.

Александр Лежава, "Занимательная экономика".

Post navigation