Точно в цель

Главное не в том, чтобы приложить максимум усилий, в том, чтобы направить их точно в цель.

Эндрю Метьюз

Есть такое выражение: не в бровь, а в глаз. Его используют тогда, когда кто-то сказал очень точные и меткие слова. Так вот, с точки зрения стратегии усилия должны быть такими же точными и меткими. Очень важно выбрать правильную точку приложения силы.

Точка приложения усилий - одно из важнейших понятий стратегии. Такими точками могут быть ключевые цели, задачи, люди, ресурсы. И от их правильного выбора, как минимум, будет зависеть эффективность наших действий, а как максимум, успех всего предприятия.

Для примера рассмотрим использование этого принципа в продажах. Там его применение будет заключаться в выборе потенциальных клиентов, к которым есть смысл обращаться со своим предложением. После того, как мы определились к кому обращаться, нам еще нужно понять, что именно предлагать клиенту.

Поясню это на примере своего опыта продаж справочно-правовой системы "Гарант". По сути, это программа-справочник, в которой много-много всевозможных законодательных актов и пояснений к ним. Все это довольно оперативно обновляется и смысл не столько в том, чтобы продать саму систему, сколько в том, что "подсадить" клиента на обновления этой системы. Кому нужны устаревшие законы? Их каждую неделю появляется воз и маленькая тележка (думское законотворчество, постановления правительства, распоряжения различных ведомств, министерств и т.д.). Поэтому клиенты подписывались на абонентское обслуживание.

Это была преамбула. Теперь переходим к содержательной части этого процесса. Поиск потенциальных клиентов осуществлял так называемый "телемаркетинговый центр" (один из отделов нашей фирмы). По-простому – это такой зал примерно на 30 посадочных мест, в котором тетеньки на телефонах методично обзванивают бухгалтерии, юридические отделы и конторы города (а дело было в Питере). Как вы уже догадались бухгалтера и юристы – это наши потенциальные клиенты. Будем считать, что с первым применением этого принципа в продажах мы разобрались. Тем более, что ничего интересного в такой работе нет. В ее основе – тупой обзвон контор по желтым страницам, выход на бухгалтера, юриста или руководителя конторы и попытка навязать приезд нашего специалиста, который "все покажет и расскажет".

Вторая часть марлезонского балета – выход на сцену специалиста по презентациям, непосредственного продавца (менеджера по продажам), т.е. вашего покорного слуги. Естественно, ездил не только я, у нас был целый отдел продавцов (порядка 15-20 человек), но выезжал и проводил презентацию обычно один человек. Презентация готовилась заранее, т.е. каждый продавец имел какие-то свои домашние заготовки, он сам решал, что говорить и показывать.

По первости я пытался вывалить на человека ВСЕ, вообще все, что знал о системе, рассказать о всех ее сильных сторонах. Наградой мне были легкая скука и равнодушие клиента. Я делал принципиальную ошибку – я рассказывал то, что человеку было не нужно, то, что не пересекалось с его интересами. После того, как я это осознал, я скорректировал свое выступление, разбив его на несколько отдельных смысловых блоков, которые можно было не рассказывать вообще или рассказать очень коротко. А затем уже при встрече с клиентом, в зависимости от его потребностей, я выбирал для презентации именно те блоки, которые наиболее точно ложились на его интересы.

Если удавалось выяснить, что именно его интересует из законодательства, на что он опирается в своей работе, то именно об этом я и рассказывал. Если не удавалось, то поверхностно пробегал по всему и внимательно отслеживал его реакцию. Как только клиент "включался", я останавливался и погружался в содержание того блока, который его заинтересовал. Естественно, что такой подход был гораздо результативнее в плане продаж.

Всё это варианты использования принципа "точно в цель". Понятно, что в разных видах деятельности, он будет применяться как-то по-своему. Даже в тех же продажах в зависимости от их специфики, могут быть и другие варианты. Главное – помнить, что есть такой принцип. Всегда есть точка приложения усилий, задача стратега ее увидеть и если она выбрана не правильно, выбрать другую.

Можно еще привести такую аналогию. Делая что-то, представьте что вы забиваете гвоздь. Если вам кажется, что по гвоздю вы попадаете редко, то измените способ забивания или как-то "обозначьте гвоздь" (опишите его, выявите его особенности), чтобы не промахиваться. Бейте точно по гвоздю!

Валерий Чугреев, 03.11.2011

Post navigation


Комментарии

  • Валерий Чугреев

      #1 Цитировать
  • Рычаг

      #2 Цитировать

    В девятнадцатом веке среди шахматных мастеров доминировала романтическая манера игры: каждый, во что бы то ни стало, стремился атаковать короля противника, поскольку это сулило быструю и красивую победу матовой атакой. Потом появился среди них шахматный реалист-аналитик – Вильгельм Стейниц. Он разработал теорию позиционной игры в шахматы. Эта теория, в частности, говорила, что атаковать надо там, где у противника больше слабостей. То есть, что бы увеличить шансы на победу, часто бывает необходимо отказаться от атаки на короля противника, и сосредоточить все силы против одной слабой пешки противника. Чтобы потом, с лишней пешкой, «додавить» противника в эндшпиле (окончании партии).

    Понятное дело, поначалу такие «заумные» теории только высмеивали, но Стейниц доказал их эффективность, став первым чемпионом мира по шахматам. Одолев при этом немало «романтиков», умевших хорошо считать варианты, но пренебрегавших стратегией. (Немного упрощая, в шахматах под стратегией понимают позиционную игру, а под тактикой – комбинационную).

  • Глеб

      #3 Цитировать

    "Бейте точно по гвоздю!" Здорово, хорошо сказанно! Классаная статья, спасибо.