Три брата и злонамеренный дух

Однажды к трём братьям явился дух, пообещав счастья и достатка за решение простой, казалось, задачи:

– Я дам вам по одному предмету, и если кто-то сумеет продать его за истинную – настоящую, подчёркиваю, настоящую его цену – счастие и благополучие обеспечены; но если нет – в преисподнюю. Срок год. Кто согласен?

«Продать – не купить» – сказал первый; «А то!» - заявил второй. А третий согласился без лишних слов.

Первый брат получил дворец; второй жеребца; третьему достался бриллиант.

Качество этих вещей – роскошь и материалы; резвость и стать; вес, чистота и огранка были не просто необыкновенными – но небывалыми.

– Год! – рявкнул дух и исчез.

Первый брат разослал письма князьям и раджам, императорам и банкирам, магнатам и шейхам. Приезжие покупщики охали, ахали, причмокивали; состоялся аукцион, дворец достался какому-то владетелю с предгорий Гиндукуша за огромную сумму. (Через пару месяцев разорённые этой суммой жители сожгли владетеля вместе с дворцом). Так или иначе, сделка состоялась, и первый брат предался излишествам и неге, ожидая духа.

Второй сделал нечто похожее, но всё дорожился, пока жеребец не помер вдруг от сапа. Сделка не состоялась, и второй брат тосковал в скудости и лицемерных молитвах, ожидая духа.

А третий пропал. Он, получив бриллиант, пошёл в порт, сел на судно и отплыл бог весть куда.

Через год дух явился к первому брату, глянул в договор купли-продажи дворца; затем вынул смету с одной лишь стоимостью облицовочных материалов в текущих ценах – одно это перекрывало сумму, вырученную от гиндукушского владетеля. И первый брат с воплем рухнул - сначала ниц, потом в преисподнюю.

Второй… Но нужно ли здесь распространяться?

А третьего искать не пришлось. За несколько дней до срока, он поместил в центральных газетах объявление: «Духу: я живу…» и адрес.

По адресу нашёлся опрятный домик, с белыми занавесками на окнах и геранью на подоконниках; с толстым радостным младенцем и милой хозяйкой; с посудной горкой и соленьями в погребе; с яблоневыми деревьями в саду и флюгером-петухом на крыше. Судя по всему, жили тут счастливо и в достатке.

– Прошу подтвердить условия – деловито выразился дух.

– Извольте.

На стол легли бумаги.

Получив бриллиант, третий брат добрался до мирных и людных мест и открыл стекольное дело. Он резал, сверлил, гранил, шлифовал, продавал всякие стеклянные вещи, и одним из инструментов стал тот самый бриллиант, несравненных чистоты, веса, огранки и – добавим – твёрдости, что присуща таким камням. Дело шло бойко; а через одиннадцать месяцев он призвал соседей и сказал:

– Друзья, я продаю заведение – оно приносит мне 6 000 монет в год, так что берите за 120 000 – банк даёт 5% годовых, так что вклад 120 000 под 5% как раз и даст мне прежний доход – ведь это справедливо?

– Безусловно – загомонили соседи, увлечённые такой возможностью – но ваш бриллиант? Он ведь бесценен?

– О чём вы? Бриллиант – инструмент, как эта линейка или вот этот бур – и цена ему вместе с мастерской, запасами, клиентурой, совершенно понятна – 6 000 чистого дохода в год. Желаете увидеть книги?

Сделка состоялась назавтра. Соседи проверили отчётность и купили заведение на паях.

– Да – вздохнул дух, прочитав бумаги и поняв дело - мне невозможно спорить. Цена настоящая. Вот только… - он потупился – Я ведь надул вас. Я не умею делать счастливым. Да и благополучие от меня… гм… так сказать... последствия…

– Что-ж, где место лжецам? Вы меня понимаете?

– Вполне! – облегчённо воскликнул дух. И провалился в преисподнюю.

(Я выдумал эту историю,чтобы объяснить дочке некоторые экономические понятия, Возможно, кто-то найдёт её полезной для похожего применения).

Crusoe, 02.12.2011

Post navigation